Пресное море…
Великий Байкал!

Прошло 5 дней с окончания нашего со Светланой путешествия по стране. Я уже вернулся в обычную жизнь, хотя она обычна, только когда ты долго не отдыхаешь, а по сути это ежедневная гонка с непонятным финишем, и только посмотрев другую Жизнь можно это осознать. Обычно отчеты о путешествиях я пишу на работе, да простит меня работодатель, но раз моя работа все-таки немного творческая, то я могу позволить себе отвлекаться от того, за что мне деньги платят. Но теперь выдался другой случай… Итак: вечер, дома никого, налил себе немного коньячка и сейчас попробую рассказать о двух неделях увлекательного путешествия, которое было задумано мной еще лет 5 назад, а реализовано лишь 17 августа 2006 года…
  Первоначально, конечно, все задумывалось иначе.. дольше больше.. но жизнь внесла свои коррективы и грандиозная затея, собрать друзей и на месяц устроить путешествие по маршруту Камчатка-Владивосток-Байкал, свелась к нашей со Светланой 2-х недельной поездки Москва-Иркутск-Владивосток-Москва. Сроки продолжительность и порядок путешествия сформировались благодаря тому же стечению обстоятельств, а также нашей системе бронирования авиабилетов, благодаря которой, стоимость авиаперелёта в течении часа выросла с 32 тысяч рублей до 53, но отступать некуда, билеты куплены (огромное спасибо товарисчу, что помог сформировать ночные перелёты и выбрать хорошие авиакомпании. Эх, что бы не говорили, но без друзей и связей многие начинания бы остались только в мыслях). Беготню которая была в последний день перед вылетом опущу... Итак мы сидим в креслах самолёта Ил-62 (аналогичный меня привез на Камчатку в 2003 году, посему старался чтоб летели на таком же самолёте), взлёт, 5 часов лёта и мы оказываемся в центре России, где пройдет наша первая неделя путешествия.

17-18 августа, "день" первый

Последнее время, куда не прилетишь, аэропорт обязательно реконструируется, Иркутск в этом плане не исключение... В 5 часов по местному времени мы приземлились, потом долго ехали и парковались, потом ждали когда трап приземлиться (по времени подачи, я решил, что он летел вместе с нами из Москвы)... НО! Все сидят, никто не вскакивает, не начинает доставать сумки и выстраиваться в очереди в проходах… Приятно блин. Все-таки трап успешно приземлился и мы по нему сошли на землю Иркутскую… Нас провезли мимо большого аэропорта, заставленного, строительными лесами и выгрузили на отшибе у какой-то бытовки с надписью "выход в город"…
  А город нас встретил перманентно моросящим дождиком, огромным Юрием с бутылкой воды (это в напоминание о той хохме, как в 2003 году, мой коллега из Уфы Ильдар приехал на Байкал на машине и перед тем как ехать на остров Ольхон взял полный багажник воды в бутылках…. Это выглядело также, как попытаться экспортировать грецкие орехи в Грецию) и фигзнает по стечению каких обстоятельств, оказавшимся тут Михой, моим товарисчем из Питера, изрядно отдигустировавшим местной водки BAIK и пугающим толпу встречающих криками "А где Вася!"… Дождавшись багажа мы выдвинулись к Юрию домой, где его жена Наталия уже ждала нас.
  Странно… меня посадили за руль, а руля не дали…..
  Ночной Иркутск + то что я слева с переди оказался штурманом, несколько напрягли меня. Город по своему устройству не похож ни на кольцевую Москву, ни на прямолинейный Питер, ни на вытянутую Уфу… В общем то все удобно, но блин, непривычно. Доехали, завалились шумной толпой цыган к Юрию домой ну и как гриться если с Корабля на бал, то с самолёта за стол. В общем, душевно по ужинав-завтракав разделились по интересам: Светлана пошла поспать, Юрий собрался на работу, а я собрался проводить Миху в аэропорт, у него в 10 утра вылет в Москву, предварительно забрав весь его скарб из гостиницы "Ангара". Пока добрались в аэропорт уже рассвело, и я уже потихоньку начал рассматривать город… Первое впечатление было таким, что Иркутск похож на старую часть Казани, малоэтажный, с узкими улицами, которые повсеместно ремонтируются и оживленным движением, но были и отличия… во-первых город весь на сопках и второе… преобладают праворукие автомобили. Еще поразила цена в маршрутном такси… от аэропорта до конечной "Первомайской" минут 40 ехал, заплатил 7 рублей. Выйдя из маршрутки и уже окончательно освоившись, я купил пеФФку местного и двинулся искать тот дом, куда нас ночью привёз Юрок. Мне это удалось, и я даже умудрился пару тройку часов покемарить, пока пришел хозяин квартиры, и мы наконец-то не двинулись к цели нашего визита - поездке на Байкал.
Уже почти привыкнув, я сел на место штурмана-псевдоводителя, и мы поехали в Листвянку, место, где берёт своё начало река Ангара, на которой стоит город Иркутск и которая крутит турбины каскада гидроэлектростанций, благодаря чему жители мегаполиса могут позавидовать иркутчанам… цена электричества тут 36 копеек.
  Что бросается на дорогах? Ну во-первых качество покрытия (не в городе а за городом) и второе, что никто никого не обгоняет, все едут спокойно и нету этих гонок шахматистов, что можно увидеть на дорогах европейской части России.
  Первой остановкой был музей деревянного зодчества Тальцы, в который свезены были старинные дома и строения, которые вывозились из зоны затопления реки Ангары. Здесь представлены жилища всех народностей, населяющих и населявших Иркутский край: эвенкийское стойбище, каскад из 3 мельниц, русский острог, казацкая деревня, бурятское поселение. Всё бережно реконструировано и в общем много интересного узнали посетив этот музей. Там мы увидели наконец-то что такое Халява!!! Но, к сожалению, видели только верхнюю её часть. В общем надо знать историю своего народа, ведь там столько много интересного можно почерпнуть даже для сегодняшней жизни. Что еще порадовало, что мы были в будни… и не было наплыва туристов, посему можно было все рассмотреть детально, а не через головы зевак.

Светлана в Эвенкийском чуме Неплохой такой холодильничек капкан на медведя

Острог с гербом России это вам не современные пукалки... Вот ана какая Халява... правда только верхняя ее часть

Бурятские жилища Древняя черепица дорога в Листвянку

Старина стариной, но нас еще более древнее создание нерукотворное ждёт, а посему следующая остановка п. Листвянка…
  … ещё раз пересмотрел фотографии, добавил коньячку… нет! не получиться описать те чувства, которые испытываешь при виде такой красоты. Байкал предстал в лучах заката огромным морем с почти идеально ровной поверхностью, которая отражает чистейшее голубое небо, и в некоторых местах граница исчезает. Да!… на это можно смотреть долго, можно истратить не один кадр на фотоаппарате и не получишь ни одной одинаковой фотографии… каждая фотография индивидуальна, вроде один и тот же сюжет, но это уже другое мгновение жизни... Единственное что может отвлечь от всего этого великолепия, так это запах копченого омуля! Да! Омуль превосходен, в каком виде бы он не подавался к столу. Хотя зачем стол? Покупаем омуля холодного копчения "на вечер" и горячего копчения "на сейчас"! Да!.. Чуть не упустил важный момент. Нет... купаться я не решился, а вот зайти по колено в Байкал с бутылочкой Иркутского "Жигулевского" не преминул себе позволить! Блин! Вода где-то градусов +17, бодрит однако... к тому же на Байкале мы еще неделю будем, а вот если не съесть омуля, то это будет непростительной ошибкой. Юрий привозит нас на отличную природную смотровую площадку и мы дополняем эстетическое наслаждение от пейзажа гастрономическими изысками, которые из себя представляет маломорский омуль горячего копчения!

Байкал, устье Ангары я и Юрий в Листвянке Байкал

Байкал вид на Байкал с Ангары

В общем, первое знакомство с Байкалом прошло удачно, но пора возвращаться в город, потому что завтра предстоит поездка на южную оконечность Байкала, к подножию Саян в местечко Аршан, славящееся своими водопадами и минеральными источниками. На обратной дороге заскакиваем на дачу к Юрию на берегу Ангары. Вот ту снова могу отметить особенность погоды на Байкале… всего то отъехали пару километров от него и уже хочется одеться потеплее, вдоль Ангары дует холодный ветерок который нас толкает побыстрее сесть в машину и ехать в город, к тому же там Наталья уже приготовила ужин.
  До Иркутска мы добрались в сумерках, сытно поужинав и поделившись первыми впечатлениями об увиденном, мы легли спать… "длинный" 48 часовой день заканчивался…

19 августа, Аршан.

Утро делового человека начинается в полдень… у нас оно началось ещё позже… Нет проснуться то мы проснулись рано.. а вот пришли в состояние куда либо выйти только после полудня… В общем, долго ли коротко ли, мы выдвинулись в долгую дорогу, в страну бурятскую, в местечко именуемое Аршан.
  По дороге предстояло нам проехать несколько сопок, подъем дороги, на которых частенько достигал 17%, затем обогнуть самую южную оконечность Байкала и направиться в сторону монгольской границы в предгорье Саян. Еще раз повторюсь, но движение в иркутской области мне очень понравилось, и качество дорог тоже даст фору любой трассе европейской части России. К тому же в районе южной оконечности Байкала дороги вообще белые!!!... Все дело в том, что страна у нас богатая, и вместо щебня в асфальт добавляют мрамор!!! Шикарно смотрится белая дорога среди вечнозелёной тайги.
Еще из достопримечательностей по дороге веселили кусты, деревья и все что из земли торчит, обвязанные разноцветными ленточками… это буряты развлекаются так… смотреться прикольно, но иногда они перебарщивают, конечно. Хоть японские машины и отличные, как все считают, но Юрковский кариб почему-то с трудом преодолевал крутые серпантины перевалов, а иногда и полностью отказывался ехать на газу и требовал бензина. Зато это медленное продвижение давало возможность рассмотреть окресности, так сказать местную флору и фауну. Больше всего, конечно, впечатлил кедр. Красивое дерево… жаль у нас такие не растут.
  Перебравшись через перевалы, мы выкатились на юг Байкала… нет мимо такой красоты нельзя было проехать не остановившись… Я не про пейзажи, они конечно шикарные, но голодное брюхо к красоте глухо… На вершине последнего перевала на обочине расположились продавцы омулем…. Как грится не отходя от кассы они тут же его коптят и продают… цены тут по сравнению с Листвянкой на порядок ниже, но вкус тот же самый. Набрав мешок копченого омуля и взяв несколько рыбок горячего копчения, только что вынутых из коптильни, мы расположились около местной забегаловки пообедать, уж больно вид оттуда открывался красивый. Плотно пообедав (я не за рулем был, так что я плотнее остальных пообедал) продолжили нашу поездку.
  Когда путешествуешь, то постоянно попадая в новое место, пытаешься найти в нем что-то знакомое, сравнить с чем-то, что уже видел. Вся дорога представляла из себя смесь тех мест, где я был когда-то… то едем по куску трассы Уфа-Челябинск, то попадаются участки, напоминающие Муромские леса, то как будто едешь по Чувашии. Но все равно, как бы ты не сравнивал, все равно каждый регион неповторим… единственное место которое на 100% мне напомнила Камчатку, это река Быстрая (даже название точно такое же как и на Камчатке). Остановились около реки на фотосессию и заодно посмотрели как местные рыбаки браконьерят, запускают "кораблик" не перекате под мостом…. Эх и почему так мало времени… я бы тоже с удовольствием бы по испытывал бы рыбацкую удачу.

ТрансСиб свежеприготовленный омуль юг Байкала, Слюдянка

перекус в Слюдянке река Быстрая "белые дороги"

Тем временем горы и тайга постепенно заканчивались, и мы въехали в Бурятию… Бурятия - страна контрастов, чего только стоят стада пасущихся коров, которые как кошки ходят сами по себе.. и почему-то очень любят отдыхать прямо посреди дороги… Сами буряты тоже себе на уме, они, наверное, считают что вся Бурятия это их родной дом, а дома можно делать что хочешь... Вот например стоишь, ждёшь автобус сильноуставший, а его все нет и нет… ну не проблема… лёг на остановку и поспал, ведь у себя же дома.
  Тункинская долина, по которой пролегал наш путь считается одним из самых солнечных мест в Росси, со всех сторон она "огорожена" горами над которыми постоянно "тучи ходят хмуро", а в самой долине ни облачка… красота! Справа вдали величественной стеной замаячили Саяны… осталось совсем немного, и мы прибудем к цели нашей поездки.
  Дорога повернула резко на право и через 20 км уперлась в горы. Прибыли! Поселок Аршан мне напомнил наши юга… санатории, санатории, между которыми налеплен частный сектор с табличками на заборах "сдается жилье", ну и как говориться, прогресс внес свои коррективы в этот пейзаж не такого далекого прошлого нашей страны - над каждой деревянной избушкой стоит тарелка спутникового телевиденья. Немного поплутав нашли 4-х коечный курятник, который сдали нам на сутки…. а нам больше и не надо… Переобулись в горные ботинки, купили пива, взяли омуля и вперед, на осмотр местных достопримечательностей!

Саяны река Иркут поселок Аршан

Первая достопримечательность таковой по сути не является, просто пока мы искали дорогу к водопадам мы забрели на территорию толи парка, толи какова-то пансионата, вход в который украшала арка в стиле рабочей и колхозницы на бурятский манер… там то нас и застал дождь, но у нас с собой было… в общем омуля и часть пива нам не пришлось переть с собой на водопады. Пройдя через ряды торговцев сувенирами, купив зелёного плиточного монгольского чая (блин щас надо искать, как его правильно заваривать, а то заварив просто кипятком, получается запах веников), а также пару пакетиков травки Сагандали (вот тут сааавсем другой коленкор, буквально пару листиков бросаешь в чай и получается шикарный аромат и вкус, а еще говорят к тому же, она и полезная) мы выбрались на тропу, которая идёт вдоль горной речки Кыргынга (барабан в переводе с бурятского) должна нас привести к каскаду водопадов.
  Подъем к первому водопаду занял у нас много времени.. нет не потому, что мы такие фиговые туристы и не можем быстро карабкаться постоянно вверх по тропе… Просто вокруг такая красота, а в фотоаппарате гигабайтная карта памяти, грех не по фотографировать. Водопад тоже представлял из себя красивое зрелище… единственное, что омрачало, так это надписи сделанные горе-туристами, в стиле "здесь был Вася", притом заметили одну особенность: есть старинные надписи и совсем свежие… промежуточных нет (спасибо производителям красок, что они так быстро смываются).
  Вот не знаю только ли я, или это у всех такое есть, не могу описать что либо красивое в той мере, в которой оно мне представилось видеть… так и здесь… смотреть на воду можно бесконечно. Конечно при условии, что в это время не появляются на арене клоуны. В этот раз клоунами выступила дама эммммммммм "дама в теле" назовем её так. Она толи от радости, что добралась до водопада, толи "сушняк" засушил не только рот, но и мозг, устроила стриптиз с демонстрацией своего нижнего белья, напоминающего два десантных парашюта…. В общем, хорошо, что вода была студеная, а тоб и не это увидели бы.

Аршан модная арка при входе в санаторий тропа к водопадам

река Кыргынга тропа к водопадам ущелье

ущелье ущелье вид от первого водопада

первый водопад перекаты перед первым водопадом лес около минеральных источников

Начинало смеркаться и пора было возвращаться обратно "на базу"..к тому же на свежем воздухе аппетит нагуливается только в путь… На обратной дороге повторно попили из всех целебных источников, даже налили баллон природной минеральной воды (утро же завтра будет, так что надо предусмотреть все варианты развития ситуации) и уже, почти ночью, вернулись в посёлок. Тарелки конечно спутниковые как я уже писал в проселки есть, а вот с осветительными приборами проблемно. В темноте, стараясь не наступать в признаки наличия коров в этой местности мы зашли в местную кафешку и заказали "на вынос" местное бурятское блюдо "Позы", в идеале они представляют из себя обычные манты, за исключением того, что тесто делается дрожжевое и в начинку добавляется конина. Проводив девченок почти до места нашего ночлега, мы им вручили фонарик, дабы они шли в апартаменты накрывать на стол, а мы вернемся за нашим заказом в кафе. Рядом с местом расставания случайно оказался магазинчик, зашли мы в него, чтоб купить фонарик, а там как на зло только пиво продавали... пришлось последующую нашу дорогу идти со стаканами пива, и ведя непринужденную дискуссию на тему правого руля… Внимание! Никогда не выкидывайте пустые стаканы из под пива, они еще вам могут пригодиться! Как сгодились они нам, когда нам выдали 2 пластиковые тарелки только что сваренных поз, еслиб не стаканы, то пришлось бы нам исполнять танец "танцующий на углях" для глухонемых.
  В общем, вечер удался. Иркутская водка BAIK помогала вести беседу, которая окончилась глубоко за полночь.

ужин с позами

Блин что-то и меня в сон потянуло. На работе всеж пишется лучше, посему остальное напишу "по старинке".

20 августа, Возвращение в Иркутск.

Несмотря на то, что вчера хорошо поседели, утро было достаточно добрым, слегка моросил дождик, девчонки выдвинулись протоптанной дорогой в кафешку за очередной порцией поз и чебуреков, в общем идиллия для утра "послевчера". Горы постепенно проявлялись из молочного цвета тумана… дождик прекратился.. на столе стояла кастрюля с позами и по "апартаментам" распространялся аромат чая с травой Сагандали, хочешь не хочешь, а ради такова пришлось встать.
  Вот что такое мужская солидарность знаете? Я тоже точного определения не знаю, но от пива я отказался в знак солидарности с Юрком… ему же рулить ещё полдня. Хотя я так понял зря отказался, Юрок то всёравно сказал, что завязывает пить, даже воду, но всёравно… солидарность она на то и солидарность!.
  Вяло собравшись мы выкатились из Аршана в обратную дорогу. Дорога была пустая, и даже мирно спящий вчера бурят куда-то исчез с остановки, наверное, все-таки дождался своего автобуса. Или его собаки съели (несколько километров не доезжая остановки, мы видели лошадь… вернее уже половину лошади, лежащую на окраине деревни).
  Так! Чуть не забыли.. мы же спиннинги брали с собой… остановились на реке Иркут, дабы помочить леску. Ну, в принципе этим все и закончилось, потому как рыба ушла на дальний кордон. НО как мы все понимаем, в рыбалке важен не результат, а сам процесс! В общем то и погода портилась... так что мы не особо и рассчитывали на результат.
  До Иркутска мы добрались быстрее, потому как, была всего одна остановка для фотосессии. В связи с тем, что небо было затянуто тучами, пейзаж за стеклом машины выглядел таким же хмурым, и даже подъезжая к Слюдянке, мы не увидели вчерашнего ярко синего Байкала. Байкал, состоящий из практически дистиллированной воды, своей глубиной усиливал цвет неба в несколько раз, на этот раз его поверхность была стального цвета.
  Вечерний ужин, сборка рюкзака, что нужно, а что нет, сон. Завтра отправляемся на "Малое море" на турбазу "Данко" где мы проведем 3 дня, тем самым, дав маленькую передышку гостеприимным хозяевам.

утро в Аршане Саяны лес около Слюдянки

умаялись Слюдянка

21 августа, Малое море.

Ранее утро... Юрок подвозит меня к гостинице "Ангара"…. Дежавю... с опаской посмотрел на заднее сидение… слава богу там не пьяный Миха, а Светлана! Значит долгий день 17-18 августа не повториться (а зря так думал). В общем, разместились на заднем сидении в корейском Мерседесе-микроавтобусе и приготовились к 5 часам пути до малого моря. На улице стояла весьма бодрящая погода, но со временем вышло солнце и все стало намного оптимистичнее. Пейзаж за окном менялся от тайги, плавно переходящей в степь, потом снова тайга, горы, снова степь… асфальт закончился и вот в дали между сопок замаячила голубая гладь озера… Наша турбаза была самой последней (последняя не значит худшая) по маршруту, скорость движения по насыпи была невысокой, водитель время от времени останавливался и проверял ничего ли не отвалилось от его автомобиля, а Светлана развлекала себя наблюдением за представителями местной фауны - достаточно упитанными сусликами, которые постоянно пытались продемонстрировать сюжет известного анекдота про то, как самый осторожный суслик получает бампером по лбу.
  Турбаза "Данко" (может она и как-то по другому позиционируется, но по сути является обычной турбазой) расположена вблизи бухты "Хогдан-Далай" на территории Прибайкальского национального парка. Она находится на границе двух зон - типичного маломорского ландшафта и таежной части предгорий Приморского хребта, у равнины малого моря с островами, бухтами и мысами (Взято из рекламного буклета). В общем кому как, но мне вполне все устроило и размещение и питание и набор экскурсий, сначала напрягло что электричество подается только на определенный промежуток времени, но аккумуляторы на фото-видеотехники вели себя достойно так что отсутствие электричества даже понравилось…. Отдохнули без источников информации в виде радио и телевизора.
  Отобедав мы пошли изучать окрестности (база расположена метрах в 600 от побережья Байкала, что в принципе рационально, потому как вдоль берега постоянно дует не деццкий ветерок). А окрестности представляли из себя огромные площади каменистой степи, на которой произрастали небольшими кучками сосны и листвиницы в стиле "русский бансай". Среди клочков чабреца, мха и еще непонятно каких диковинных растений прыгала саранча, издавая звук аэропланов начала прошлого века (в принципе и по скорости они чем-то схожи). В общем мы на берегу малого моря… прозрачная вода... берег усыпан сверкающими на солнце слюдяными гальками и дюжина чаек, глядя на которых, можно сделать вывод кота из мультфильма про попугая Кешу "…нас и тут неплохо кормят!". И что хорошо, что вокруг паааааааачти никого... после Москвы так вообще "ни единой живой души вокруг" могу сказать. Идиллия!

малое море западный берег Байкала воду пить можно

флора байкала вид от турбазы Данко вечерело

закат рассвет

База достаточно свежее построенная, по крайне мере та вереница домиков в которую нас поселили, и все прелести этой новизны мы ощутили ближе к ночи. Видать халтурят строители везде, потому как звукоизоляция ни то, что плохая, она НИКАКАЯ (немудрено, местами между брусом вообще отсутствовала пакля). В результате вечером мы слушали песни под гитару из соседнего номера, которые шепотом пел молодой человек сваей подруге…. Ну турбаза значит и туристы с песнями под гитару… романтика блин!

22 августа, остров Ольхон.

Очередной день не удалось долго поваляться в кровати… 6:45 по Иркутскому времени (в Москве еще не все легли спать)… Утренний чай, который приготовила Настя (она бармен, она инструктор в пеших прогулках, она главная по всем вопросам типа администратор) и большая коробка с провиантом (вспоминаю стыдливый "Брекфаст бокс" который нам выдавали в Египте… ну "выдавали" это мягко сказано, но это уже дела минувших дней), а за окном нас ждет "ПАЗик", который увезет нас на самый большой остров Байкала, который и отделяет ту часть водной глади, которую местные называют "Малым морем". Нет все-таки каковы дороги таков и транспорт, по нашим направлениям может ездить только техника, конструкция которой сможет вытерпеть лозунг "больше скорость меньше ям…".   Единственное конечно буряты-водители (а у нас рулил бурят) это отдельная песня, но немного экстрима никогда не мешало.
  Переправившись на бесплатном!!! пароме на остров Ольхон, мы пересели в ещё более внушительное произведение совавтопрома, ПАЗик, на базе шасси ГАЗ-66, обутый в резину от трактора белорусь….(а другая техника тут не пройдет в одном месте). Гид в этой экскурсии нам достался интересный, предмет знающий, но не из местных, а москвич, вероятно заболевший этими местами (его можно понять!). В общем, поехали!
  Южная часть Ольхона представляет из себя холмистую степь, на которой из достопримечательностей, это нитка высоковольтной ЛЭП, которую в прошлом году наконец-то протянули на остров. Сделали остановку на самой высокой точке этой части острова для фотосесси и небольшого рассказа и двинулись дальше, к поселку Хужир, который является самым большим населенным пунктом на острове. Там посетили семью бурятов, которые весьма занимательно рассказали о своей культуре и обычаях, а также накормили и напоили своими национальными блюдами. Вот тут что могу сказать… Русские, когда осваивали север, поступили точно также, как Колумб открывал Америку, а именно: научили местных аборигенов пить огненную воду. Буряты не исключение, но так как они по натуре совей не особо земледельцы, то в наличии только есть молоко, мясо и рыба…. В общем, водку они научились гнать из молока! Попробовал я этот напиток, называемый "Тарасун" ну как сказать, по вкусу похож на концентрированную сыворотку от молока… спирт вообще не ощущается, но после двух рюмок чествуется некая вялость в ногах. После маленького представления мы поблагодарили хозяев и двинулись дальше.
  Самое популярное место на острове Ольхон это мыс "Бурхан" или скала "Шаманка", кто был на острове, тот обязательно сфотографировался на её фоне. Помимо красоты пейзажа, буряты чтят это место как священное, и частенько около этой скалы проводят свои шаманские действа местные шаманы. В общем интересное местечко. Севернее этого мыса располагаются песчаные пляжи, знатоки их сравнивают с Рижским взморьем, я там не был, но как говориться верю на слово. Единственное что смущает, что пляжи пустые…. Немудрено вода здесь +15 всего на всего.

паром на Ольхон юг Ольхона поселок Хужир

буряты бурятский самогонный аппарат песчаные пляжи

вид от Шаманки на север скала Шаманка вид с Шаманки на юг

Следующей остановкой у нас была деревня Песчанка, вернее то, что от неё осталось. Песчаные дюны почти полностью свели на нет попытки людей, закрепиться здесь. Дальше этого места только для УАЗиков… ну или на крайняк таких ПАЗиков, на котором ехали мы. Кстати про ПАЗик… он оставил нас прогуляться пешком по побережью, а сам уехал в рыбное хозяйство, чтобы закупить свежего омуля и закоптить его на ближайшем привале. А в нашем распоряжении было 2 километра песчаного берега, вдоль которого мы прогулялись. Что сразу бросилось в глаза это песок… я уже привык что на Байкале галечник частенько блестит на солнце, потому как имеет большое количество вкраплений слюды, но тут совсем другое, песок состоял из мельчайших песчинок граната… Теперь могу сказать смело: ходили по драгоценным камням в прямом смысле того слова. Учитывая, что в фотоаппарате памяти тьма, а вокруг столько интересного, мы с женой пришли самыми последними, коптильня с омулем уже стояла на костре и народ в предвкушении ожидал пищи… потому что зрелищ уже было предостаточно (это мы так думали, не зная что, еще предстоит нам впереди увидеть).

поселок Песчанка гранатовый песок на берегу в ожидании омуля

омуль смола сосна

Отведав омуля, затем попробовав все-таки опустошить выданную нам Настей коробку с провиантом, мы все это приятно накрыли горячим чаем с чабрецом. Мы двинулись дальше на север. Следующая остановка мыс Саган-Хушун. Это большой, беломраморный скалистый мыс, с которого открываются виды на скалы "Три брата", Ну тут тоже описывать сложно, это надо видеть… смотришь на северную часть Малова моря, оно ярко синее с небольшой дымкой вдали, которая делает небольшие зрительные миражи, смотришь на юго-запад, солнце, идущее на закат окрашивает поверхность Байкала в серебро…
  И вот уже прилично выбившись из графика мы, наконец то, достигли самой северной оконечности острова - мыс Хобой. Здесь можно увидеть и малое море, и сам Байкал. Погода была отличная, что мы могли рассмотреть и восточный берег Байкала и северные острова. Жаль, что не хватило времени, чтоб спуститься к воде, могли не успеть к последнему парому с острова, посему сделав пару тройку снимков двинулись на юг, но уже по обрывистому восточному побережью острова.

вид с мыса Саган-Хушун "три брата" ***

мыс Хобой мыс Шунтэ Левый

Отъехав совсем немного, мы сделали остановку на мысу "Шунтэ Левый", с которого открывалась отличная панорама на восточную сторону мыса Хобой, а также отчетливо виднелась вершина горы "Жима", самой высокой точки острова (1274 м над уровнем моря). Гора, отвесной стеной уходит в озеро еще на глубину более 1600 метров (здесь расположено самое глубокое место на всем Байкале), но это не предел, если не учитывать осадочные породы, то глубина впадины достигает 9000 метров! На восточной стороне Ольхона почему-то вода казалась более тёмной чем на малом море, и вся поверхность была изрезана дорожками, происхождение которых так и не выяснили. Если они от ветра, то почему статичные? В общем, просто понаблюдали за красотой и двинулись к последней нашей остановке к заливу Хага-Яман.
  Залив Хага-Яман это одно, из небольшого количества мест на восточном побережье Ольхона, где можно подъехать непосредственно к воде на автомобиле (большая часть восточного побережья представляет из себя отвесные скалы). Здесь же расположили свою базу научные сотрудники Иркутского института геомагнетизма (если неправильно сказал то прошу прощения)… в общем… ну ученые, как и военные, обычно себе выбирают самые лучшие места. Немного передохнув здесь мы выдвинулись в обратную дорогу на паром.

база ученых

Уже в кромешной темноте нас довезли до нашей турбазы "Данко" и мы практически сразу завалились спать…. Нагулялись вдоволь!

23 августа, Сарминсоке ущелье.

Утро было пасмурным и несколько ветреным (хотя это все относительно, вдоль Байкала постоянно дуют ветры) За завтраком Настя предложила нам на выбор туры, либо на катере по островам малого моря, либо пешая экскурсия в Сарминское ущелье… Толи усталость после вчерашнего дня, толи, что, но мы отказались от поездки на катере (и правильно сделали, потому как из-за сильного волнения на воде её отменили) и пошли обратно в номер спать… Ну надо же в отпуске выспаться хоть немного!
  Душевно отоспавшись до обеда, мы все-таки решили сходить в пешую экскурсию, о чем собственно не пожалели. Автобус довез нас до "входа" в ущелье, там мы уже в пешем порядке дошли до "Сарминских ворот", где Настя научила нас по бурятскому обычаю "бурханить" тоесть отдать дань уважения духам ущелья.
  Сарминсоке ущелье славиться тем, что именно в нем возникает осенью сильнейший, шквалистый ветер на Байкале, который называют "Сарма", он налетает бесшумно и обладает такой силой, что способен переворачивать суда. Этот эффект возникает благодаря тому, что река Сарма на многие километры "проточила" горы Приморского хребта, и таким образом, образовалась природная, аэродинамическая труба с большим перепадом высот, по которой холодный ветер и вырывается на просторы малого моря.   В общем, задобрив духов ущелья, мы двинулись по узкой тропке в глубь…
  Ущелье проходимое только благодаря туристам, потому как оно с обоих сторон окружено достаточно крутыми скалами, а дно ущелья, местами представляет из себя смесь валежника деревьев и нагромождений камней… в общем хоть где-то от диких туристов польза есть. По пути следования встречались обширные поляны, на которых делали перерыв, но так как выехали поздно, то совсем в дебри забираться не стали (а жаль). Дошли до смотровой площадки над обрывом, с которой открывается шикарный вид на перекаты реки и на все окрестности, сделали несколько снимков и начали выбираться обратно….

чайки на территории базы вход в Сарминсоке ущелье в ущельи

тропа по дну ущелья река Сарма смотровая площадка

ущелье ущелье дорога обратно

*** растительность греб России.... вариация

Духам ущелья мы наверное понравились, потому как выйдя из ущелья мы увидели снова голубое небо над малым морем и в хорошем настроении поехали обратно на базу. Настроение еще было приподнято тем, что мы со Светланой заказали на вечер баню. Чертовски приятно опосля легкого ужина пару часов попарится в баньке, усталость от походов (для Светланы так это вообще были тяготы и лишения) как рукой снимает, в эту ночь спали как младенцы.

24 августа, возвращение в Иркутск.

Все хорошее когда-то кончается. Вот и настал наш последний день столь короткого путешествия на Байкал. Утро было ветреным неспокойным, а у нас по плану еще 2 пункта невыполненных: порыбачить и искупаться в Байкале! Погода шептала сааавсем другое, но столько пролететь и не искупаться, это просто кощунство. Итак, я собрал рюкзак со снастями, спиннинг и плавки…Закутавшись в куртки, мы со Светланой двинулись в направлении залива между мысами Уюга и Хадарта, там глубина меньше, значит типа теплее должно быть (хотя разница воды +15 или +16 не особо ощущается наверное при сильном ветре).
  Первый номером программы была ловля на спиннинг. Пару десятков пустых забросов заканчиваются далеким полетом любимой блесны (леска на кончике спиннинга перехлестнулась, и при забросе порвалась). В общем на такой печальной ноте я свернул спиннинг дабы окончательно не расстраивать себя и перешло ко второму номеру программы, а именно купанию. Светлана долго меня отговаривала от сего поступка, но видя, что я настроен решительно, смирилась и взяла в руки фотоаппарат, дабы запечатлеть сей эпохальный поступок мой для потомков! На всякий случай, поставила режим съемки "спорт"! :)))))))) Зайдя по колено, я немного по ходил в воде, дабы привыкли ноги и заодно подготовить себя для решительного шага в глубину. Ну, в общем, режим "спорт" не зря был выставлен на фотоаппарате, потому как плаванье было не долгим, а выход по булыжникам эффектным. Зато, выйдя из воды, я почувствовал, что на улице не такая уж и холодная погода, и ветер не такой и пронзительный.
  Сей героический поступок видать оценили все, потому как спустя некоторое время выглянуло солнышко, под лучами которого мы и провели на берегу последние часы нашего пребывания на Малом Море.

заплыв в Байкале малое море памятная надпись

Байкальский бансай летайте савмолётами аэрофлота

… в районе 7 часов вечера мы в третий раз оказались у гостиницы "Ангара" города Иркутска. Юрок немного припозднился, но все-таки забрал нас. Стандартный заезд на рынок для закупки омуля (а вот почему не купил кедровых орехов для меня до сих пор загадка), отменный ужин у Юрия дома, и в первом часу ночи мы стоим в аэропорту с посадочными талонами в самолет….

…на посадочных талонах написано: пункт прибытия город Владивосток. Но это уже совсем другая история!

P.S. русский язык настолько богат, что назвав этот отчет "Пресное море", я всего лишь определил физическую особенность того места, в котором мы были, в реальности же посещение Иркутской земли, а особенно самого Байкала, не оставляет "пресных" впечатлений и воспоминаний. Особенно способствуют этому люди, которые нас там встречали! Большое им спасибо, иначе бы мы не смогли посмотреть и толики от того, что увидели!